Deprecated: Function eregi() is deprecated in /WWW/vvaschool.ru/cmsimple/cms.php on line 41

Deprecated: Function eregi() is deprecated in /WWW/vvaschool.ru/cmsimple/functions.php on line 11
Официальный сайт СПб ДМШ им.В.В.Андреева - музыкальный фольклор 8 лет
 
Главная страница > Образовательная деятельность (бюджетное отделение)  > Образовательные программы > музыкальный фольклор 8 лет
 
 

 
 

музыкальный фольклор 8 лет

 

Структура программы

 

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Музыкальный фольклор»

3. Учебный план

4. График образовательного процесса

5. Аннотации к Программам по учебным предметам

6. Система  и  критерии  оценок  промежуточной  и  итоговой  аттестации

7. Ресурсное оснащение образовательной программы

8. Требования к педагогическим  кадрам

9. Программа  творческой,  методической  и  культурно-просветительской деятельности школы. 

10. Приложение

 

 


1. Пояснительная записка

1.1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» разработана коллективом преподавателей Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа имени Василия Васильевича Андреева» (далее – школа) в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 166.

 

1.2. Программа  «Музыкальный фольклор»,  разработанная  школой  на основании ФГТ, содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися данной программы;
  • учебный план;
  • график образовательного процесса;
  • аннотации к программам по учебным предметам;
  • систему  и  критерии  оценок  промежуточной  и  итоговой  аттестации;
  • ресурсное оснащение образовательной программы,
  • требования к педагогическим кадрам,
  • программу  творческой,  методической  и  культурно-просветительской деятельности школы. 
  • Приложение (таблицы учебных планов с примечаниями).

 

1.3. Цели программы  «Музыкальный фольклор»:

- целостное художественно-эстетическое развитие личности учащегося;

- приобретение учащимися музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

1.4. Задачи программы  «Музыкальный фольклор»:

  • выявление  одаренных  детей  в  области  музыкального  искусства  в раннем детском возрасте;
  • создание  условий  для  художественного  образования,  эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение  детьми  знаний,  умений  и  навыков  в области ансамблевого пения;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение  детьми  духовными  и  культурными  ценностями  народов мира и Российской Федерации;
  • подготовку  одаренных  детей  к  поступлению  в  образовательные учреждения,  реализующие  основные  профессиональные  образовательные программы в области музыкального искусства.

 

1.5. Программа  «Музыкальный фольклор» разработана с учетом:

  • обеспечения  преемственности  программы  «Музыкальный фольклор»  и  основных  профессиональных  образовательных  программ среднего профессионального и  высшего  профессионального образования в области музыкального искусства;
  • сохранения  единства  образовательного  пространства  Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 

 

1.6. Программа  «Музыкальный фольклор» ориентирована на:

  • воспитание  и  развитие  у  обучающихся  личностных  качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование  у  обучающихся  эстетических  взглядов,  нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;  
  • воспитание  детей  в  творческой  атмосфере,  обстановке доброжелательности,  эмоционально-нравственной  отзывчивости,  а  также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих  в  дальнейшем  осваивать  основные  профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку  у  обучающихся  личностных  качеств,  способствующих освоению  в  соответствии  с  программными  требованиями  учебной информации, умению планировать  свою  домашнюю  работу, приобретению навыков  творческой  деятельности,  коллективного  музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися  в образовательном  процессе,  уважительного  отношения  к  иному  мнению  и художественно-эстетическим  взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной  учебной  деятельности,  определению  наиболее  эффективных способов достижения результата.

 

1.7. Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей,  поступивших  в  школу  в  первый  класс  в  возрасте  с  шести  лет  шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

1.8. При  приеме  на  обучение  по  программе  «Музыкальный фольклор»  школа   проводит отбор  детей  с  целью выявления их  творческих  способностей.  Отбор  детей  проводится  в  форме вступительного прослушивания,  позволяющего  определить  наличие  музыкальных способностей    слуха, ритма,  памяти, вокальных данных.  Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.
Подробнее – в локальном акте школы – Положение о приеме и порядке отбора детей.

 

1.9. Освоение обучающимися  данной программы  завершается  итоговой  аттестацией  обучающихся,  проводимой школой. Подробнее – в локальном акте школы – Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Музыкальный фольклор» 

 

2.1. Результатом  освоения  программы  «Музыкальный фольклор»  является  приобретение  обучающимися  следующих  знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:
- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;
- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

 

 

 

 

3. Учебный план

 

Обязательная часть

 

3.1. При  реализации  программы  «Музыкальный фольклор»  со сроком  обучения  8  лет  общий  объем  аудиторной  учебной  нагрузки обязательной  части  составляет  2181  час,  в  том  числе  по  предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

  • УП.01.Фольклорный ансамбль – 1184 часов,
  • УП.02.Музыкальный инструмент – 329 часов,

ПО.02.Теория  и  история  музыки: 

  • УП.01.Сольфеджио  – 263  часа,
  • УП.02.Народное музыкальное творчество  – 131  час, 
  • УП.03.Музыкальная  литература (зарубежная, отечественная) – 132 часа.

 

Вариативная часть

 

3.2. Вариативная  часть  дает  возможность  расширения  и  (или)  углубления подготовки обучающихся,  определяемой  содержанием  обязательной  части, получения обучающимися  дополнительных  знаний,  умений  и  навыков.

Учебные  предметы  вариативной  части  определяются  школой  самостоятельно.

Объем  времени  вариативной  части,  предусматриваемый  ОУ  на  занятия обучающихся  с  присутствием  преподавателя,  может  составлять  до  20 процентов  от  объема  времени  предметных  областей  обязательной  части, предусмотренного на аудиторные занятия.

3.3. При  реализации  программы  «Музыкальный фольклор»  общий  объем  аудиторной  учебной  нагрузки вариативной  части  составляет  427,5  часов,  в  том  числе  по  учебным предметам (УП):

  • УП.01. Народный танец  – 263 часа,
  • УП.02. Расшифровка записей народных песен – 33 часа,
  • УП.03. Сольное пение – 131,5 часов

 

3.4. Изучение  учебных  предметов  учебного  плана  и  проведение консультаций  осуществляются  в  форме  индивидуальных  занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). 

В  выпускной класс поступление обучающихся не предусмотрено. 

3.5. Учебный предмет «Фольклорный ансамбль» может проводиться следующим образом: ансамбль учащихся 1-х классов, младший ансамбль (2-4 классы), старший ансамбль (5-8 классы), смешанный по возрасту ансамбль.

3.6. Реализация  программы  «Музыкальный фольклор» обеспечивается  консультациями  для  обучающихся,  которые  проводятся  с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим  конкурсам  и  другим  мероприятиям  по  усмотрению  школы.

Консультации проводятся рассредоточено  в объеме 142 часов. Резерв  учебного  времени  устанавливается  школой  из  расчета одной  недели  в  учебном  году и используется на самостоятельную работу  обучающихся  и  методическую  работу  преподавателей. Резерв учебного  времени можно использовать и после  окончания  промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

3.8. При  реализации  программы  «Музыкальный фольклор» планируется  работа  концертмейстеров  с  учетом  сложившихся традиций и методической целесообразности:

– по  учебному  предмету  «Фольклорный ансамбль»  и консультациям по данному учебному предмету 100  процентов аудиторного учебного времени;

– по учебному предмету «Музыкальный инструмент» и консультациям по данному учебному предмету (кроме баяна, аккордеона и гитары) 50 процентов от аудиторного учебного времени;

– по учебному предмету «Народный танец» 100 процентов аудиторного учебного времени;

– по учебному предмету «Сольное пение» 100 процентов аудиторного учебного времени;

 (подробнее – в Приложении  (примечания к учебному плану))


 

4. График образовательного процесса

 

4.1. При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком  обучения  8  лет  продолжительность  учебного  года  с  первого  по седьмой  классы  составляет  39  недель,  в  восьмом  классе    40  недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

 

4.2. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся устанавливаются  дополнительные  недельные  каникулы.  Летние  каникулы  устанавливаются  в  объеме  13  недель,  за  исключением  последнего  года обучения.  Осенние,  зимние,  весенние  каникулы  проводятся  в  сроки, установленные  при  реализации  основных  образовательных  программ начального общего и основного общего образования.

 

4.3. Учебный год для преподавателей и концертмейстеров составляет 44 недели, из которых  32-33  недели    реализация  аудиторных  занятий,  2-3  недели  – проведение консультаций  и  экзаменов,  в  остальное  время  деятельность педагогических  работников  направлена  на  методическую, творческую,  культурно-просветительскую  работу,  а  также  освоение дополнительных профессиональных программ.

 

5. Аннотации к программам по учебным предметам

 

Аннотации, представленные к программам по учебным предметам, позволяют получить представление о структуре и содержании самих программ.

 

Обязательная часть

Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство

ПО.01.УП.01 Фольклорный ансамбль

ПО.01.УП.02 Музыкальный инструмент (народные, духовые или ударные)

Вариативная часть

В.01.УП.01 Народный танец

В.01.УП.03 Расшифровка записей народных песен

В.01.УП.04 Сольное пение

 

Структура программ учебных предметов:

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Калндарно-тематические планы по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов.

- Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Списки рекомендуемых аудио и видеоматериалов.

 

Предметная область ПО.02. Теория и история музыки

Обязательная часть

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

ПО.02.УП.02 Народное музыкальное творчество

ПО.02.УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

Вариативная часть

 

Структура программы учебного предмета ПО.02.УП.01 Сольфеджио:

I. Пояснительная записка

– Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

– Срок реализации учебного предмета;

– Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

– Форма проведения учебных аудиторных занятий;

– Цели и задачи учебного предмета;

– Обоснование структуры программы учебного предмета;

– Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

– Учебно-тематический план;

– Распределение учебного материала по годам обучения;

– Формы работы на уроках сольфеджио;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

– Критерии оценки;

– Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

– Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

– Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

– Учебная литература,

– Учебно-методическая литература;

– Методическая литература.

 

Структура программ учебного предмета ПО.02.УП.02 Народное музыкальное творчество

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета

- Этапы обучения

- Учебно-тематический план

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

 

Структура программы учебного предмета ПО.02.УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. Список учебной и методической литературы

- Учебники,

- Учебные пособия;

- Хрестоматии;

- Методическая литература;

- Рекомендуемая дополнительная литература.


 

6. Система  и  критерии  оценок  промежуточной  и  итоговой  аттестации

 

6.1. Оценка  качества  реализации  образовательной  программы включает  в  себя  текущий контроль  успеваемости,  промежуточную  и итоговую аттестацию обучающихся.

6.2. Средства  текущего  контроля  успеваемости: контрольные  работы (уроки),  устные  опросы,  письменные  работы, прослушивания,  учебные концерты.

Текущий  контроль  успеваемости  обучающихся  проводится  в  счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

6.3. Промежуточная  аттестация  проводится  в  форме  контрольных  уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в  виде   академических  концертов,  прослушивания концертных программ,  письменных работ и устных опросов.  Контрольные уроки  и  зачеты  в  рамках  промежуточной  аттестации  проводятся  на завершающих  полугодие  учебных  занятиях  в  счет  аудиторного  времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. 

6.4. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации  обучающимся  выставляется  оценка,  которая  заносится  в свидетельство об окончании школы. 

6.5. Содержание  промежуточной  аттестации  и  условия  ее  проведения, критерии  оценок разработаны школой в локальном акте – положении о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

6.6. Для  аттестации  обучающихся создаются  фонды  оценочных  средств,  включающие  типовые  задания, контрольные  работы,  тесты  и  методы  контроля,  позволяющие  оценить приобретенные  знания,  умения  и  навыки.  Фонды оценочных средств  призваны  обеспечивать  оценку  качества  приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к  возможному  продолжению профессионального  образования  в  области музыкального искусства. 

6.7. Оценки обучающимся выставляются в Сводную ведомость итоговых оценок по окончании каждой четверти.

6.8. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Фольклорный ансамбль 

2) Сольфеджио; 

3) Музыкальный инструмент.

6.9. По  итогам  выпускного  экзамена  выставляется  оценка  «отлично», «хорошо»,  «удовлетворительно»,  «неудовлетворительно».  Временной интервал  между  выпускными  экзаменами    не  менее  трех календарных дней.

6.10. Содержание  итоговой  аттестации  и  условия  ее  проведения, критерии  оценок разработаны школой в локальном акте – положении о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

6.11. При  прохождении  итоговой  аттестации  выпускник  должен продемонстрировать  знания,  умения  и  навыки  в  соответствии  с программными требованиями, в том числе:

- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, вокального фольклорного репертуара и репертуара по учебному предмету "Музыкальный инструмент";
- достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. 

Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации

в области музыкального исполнительства

По учебному предмету «Фольклорный ансамбль»

Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

- точное знание слов песни;

- точное знание партии;

- стремление к соответствующей стилю манере пения;

- стремление к соблюдению диалектных особенностей;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

 

5 («отлично»)

Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая,

отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и

убедительность артистического облика в целом.

4 («хорошо»)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество

погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых.

3 («удовлетворительно»)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне.

2

(«неудовлетворительно»)

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

 

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

По учебному предмету «Музыкальный инструмент»

Промежуточная аттестация

Система оценок: 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2, н/а

Критерии оценок:

Оценка 5+ ставится за яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДМШ.  Высококачественное владение средствами музыкальной выразительности: отличное качеств, звука, чистота интонации и выразительное интонирование. Отсутствие текстовых ошибок и технических погрешностей. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.

Оценка 5 ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение произведений, соответствующее требованиям программы по музыкальному инструменту. Исполнение концертной программы отличается отсутствием текстовых и технических погрешностей, творческой индивидуальностью. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.

Оценка 5- ставится за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной художественной идеи. Уровень сложности отвечает действующим требованиям программы и требованиям преподавателя. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное отношение к исполняемой музыке.

Оценка 4+ ставится за достаточно техничное и музыкальное исполнение программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также погрешностей метроритмического характера. Уровень сложности отвечает действующим требованиям программы и требованиям преподавателя. В концертном исполнении присутствует образное мышление, гибкость и артистизм. Учащийся проявляет достаточную самостоятельность, усердие, творческую активность в занятиях.

Оценка 4 ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности. Оценка 4 может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали недостаточная гибкость или  техническая неряшливость,  или недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.

Оценка 4- ставится за недостаточно качественное в музыкальном отношении исполнение программы, уровень сложности которой несколько отличается от требований программы и требованиям преподавателя на данный период обучения. Оценкой 4- может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива при наличии достаточной стабильности игры. Несмотря на допущенные погрешности, учащийся должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.

Оценка 3+ ставится за удовлетворительную игру без проявления исполнительской инициативы, не совсем уверенное знание текста, множество интонационных и технических погрешностей, отсутствие индивидуальности, при условии исполнения программы, соответствующей требованиям данного класса. Оценка 3+ ставится также за исполнение учеником программы заниженной сложности, сыгранной с долей музыкальной инициативы и должного исполнительского качества.

Оценка 3 ставится в случае исполнения учеником со слабой технической подготовкой и чувством ритма программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и без должного исполнительского качества. Также оценкой 3 оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями, с множеством текстовых ошибок при условии соответствия произведений программным  требованиям. Учитывается также отсутствие усердия в работе и систематичности в подготовке к занятиям.

Оценка 3- ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям), оценкой 3- может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также – технически несостоятельная игра. Уровень сложности изучаемых произведений заметно отстает от действующих требований программы.

Оценка 2 ставится в случае исполнения не всех произведений программы, исполнение по нотам, фрагментарное исполнение произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученной программы или неявки на экзамен по неуважительной причине.

 

н/а (не аттестован) – пропуски более половины занятий по уважительным причинам (болезнь при наличии медицинской справки, серьезные семейные обстоятельства).

 

Итоговая аттестация

Система оценок:  5, 4, 3, 2

Критерии оценок:

Оценка 5 ставится за яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДМШ.  Высококачественное владение средствами музыкальной выразительности: отличное качеств, звука, чистота интонации и выразительное интонирование. Отсутствие текстовых ошибок и технических погрешностей. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.

Оценка 4 ставится за достаточно техничное и музыкальное исполнение программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата), а также погрешностей метроритмического характера. Уровень сложности отвечает действующим требованиям программы и требованиям преподавателя. В концертном исполнении присутствует образное мышление, гибкость и артистизм. Учащийся проявляет достаточную самостоятельность, усердие, творческую активность в занятиях.

 

Оценка 3 ставится за удовлетворительную игру без проявления исполнительской инициативы, не совсем уверенное знание текста, множество интонационных и технических погрешностей, отсутствие индивидуальности, при условии исполнения программы, соответствующей требованиям данного класса. Оценка 3 ставится также за исполнение учеником программы заниженной сложности, сыгранной с долей музыкальной инициативы и должного исполнительского качества. Учитывается также отсутствие усердия в работе и систематичности в подготовке к занятиям.

 

Оценка 2 ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям); оценкой 2 может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также – технически несостоятельная игра. Уровень сложности изучаемых произведений заметно отстает от действующих требований программы. Оценка 2 ставится также в случае исполнения не всех произведений программы, исполнение по нотам, фрагментарное исполнение произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученной программы или неявки на экзамен по неуважительной причине.

 

Система и критерии оценок

в области теории и истории музыки.

Промежуточная аттестация

Сольфеджио

Система оценок: 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2

Критерии оценок:

Оценка 5+ Свободное оперирование программным учебным материалом. Даются правильные выразительные ответы с использованием дополнительных источников. Умело используется справочный материал, творческий подход при подготовке материала, самостоятельность, инициативность и находчивость при решении нестандартных задач. Безошибочное, свободное выполнение всех видов заданий. Точное построение ладов, интервалов, аккордов, включая пояснения, выходящие за пределы требований. Точный ответ при определении последовательностей интервалов и аккордов на слух. Чистое интонирование номера по сольфеджио, ладов, интервалов и аккордов. Правильная запись музыкального диктанта (с записью динамики, темпа, артикуляции, гармонии).  Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) обнаруживает самостоятельность суждений, профессиональный кругозор и эрудицию учащегося.

Оценка 5.  Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Даются правильные выразительные ответы с использованием дополнительных источников. Уверенное самостоятельное выполнение всех заданий. Точное построение ладов, интервалов, аккордов. Точный ответ при определении последовательностей интервалов и аккордов на слух (после второго прослушивания), чистое интонирование ладов, интервалов, аккордов, номера по сольфеджио (но с небольшой заминкой перед ответом). Правильная запись музыкального диктанта. Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) раскрывает существенные стороны его содержания.

Оценка 5–.  Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала, даются правильные и выразительные ответы. Правильное построение, но с одной небольшой неточностью (ошибкой), исправленной без обращения на неё  внимания преподавателя (является случайной). Точный ответ при определении интервалов и аккордов на слух. Чистое интонирование ладов, интервалов, аккордов, номера по сольфеджио (с небольшой заминкой перед ответом). Написание диктанта с 1 ошибкой в знаках. Правильное выполнение всех заданий с единичными несущественными ошибки при ответе и в письменной работе, которые исправляются самостоятельно. Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) достаточно полный с одной-двумя несущественными ошибками.

Оценка 4+.  Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владеет программным учебным материалом в знакомой ситуации. Ответы правильные, но с некоторыми ошибками в терминологии.  Правильное построение, но с незначительными неточностями, исправленными самим учащимся. Полный ответ при определении последовательностей интервалов и аккордов на слух. Чистое интонирование звукорядов гамм, интервалов, аккордов. При пении номера по сольфеджио незначительные неточности в сложном тексте. Написание диктанта с 1 ошибкой. Задания выполняет с незначительной помощью педагога, с наличием единичных несущественных ошибок самостоятельно исправляемые учащимся. Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) с незначительной помощью преподавателя.

Оценка 4.  Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Ответы правильные. Уверенно владеет специальной терминологией по предмету. Отвечает на дополнительные вопросы при незначительной помощи педагога, с наличием несущественных ошибок. Несущественные ошибки при построении ладов, интервалов, аккордов. Несущественные ошибки при пении звукорядов гамм, интервалов, аккордов или номера по сольфеджио исправляются самим учащимся. В слуховом анализе может быть одна-две негрубые ошибки. В диктанте 1-2 серьезные ошибки (неверно записан ритмический рисунок, неправильно определен размер, неправильно указан знак альтерации). Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) недостаточно полный и с помощью преподавателя.

Оценка 4–  Полное знание, но не совсем уверенное воспроизведение всего программного учебного материала.  Ответы в целом правильные. Не совсем уверенно владеет специальной терминологией по предмету. Отвечает на дополнительные вопросы при помощи педагога, с наличием несущественных ошибок, исправляемых с помощью педагога. Ошибки при построении и пении звукорядов гамм, интервалов, аккордов. В слуховом анализе может быть одна-две ошибки. В диктанте 3-4 серьезные ошибки. Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) неполный и с помощью преподавателя.

Оценка 3+  Воспроизведение большей части программного учебного материала. В ответе пытается использовать специальную терминологию предмета. Владеет программным материалом нетвердо, ответы неточные. На дополнительные вопросы отвечает с незначительными затруднениями.  Единичные существенные ошибки исправляются при наводящих вопросах педагога. Имеет место неточное построение и недостаточно чистое интонирование.  Определение на слух интервалов и аккордов в последовательности с незначительными ошибками. В диктанте есть 4-5 серьезные ошибки. Затруднения в применении отдельных специальных навыков при выполнении анализа музыкального произведения, неумение сделать аналитические  обобщения.

Оценка 3  Воспроизведение  части теоретического учебного материала по памяти с отдельными существенными ошибками, исправляемыми с помощью педагога. Программный материал усвоен слабо, ответы неполные, большое количество ошибок  в упражнениях на фортепиано и письменных заданиях. Неточное построение звукорядов ладов, интервалов, аккордов. Неуверенное определение на слух интервалов (аккордов) и последовательности (неточно указаны ступени, на которых строятся интервалы, путаница в названии интервалов). Недостаточно чистое интонирование, ошибки в ритме, неуверенное дирижирование.  Написана половина диктанта. Затруднения при выполнении анализа музыкального произведения (незнание специальной терминологии, слабая ориентация в музыкальном тексте).

Оценка 3–  Недостаточное знание предмета: грубые ошибки в упражнениях на фортепиано и письменных заданиях. Неумение самостоятельно исправить допущенные ошибки. Слабые навыки сольфеджирования. В слуховом анализе из 5-6 интервалов (аккордов) неправильно определены 4-5. Неточное интонирование звукорядов гамм, интервалов, аккордов. Отсутствие знаний по теории музыки и слабые навыки по слуховому анализу. В диктанте почти ничего не написано (больше 2/3). Непреодолимые затруднения при выполнении анализа музыкального произведения. Значительные затруднения в овладении учебным материалом, отсутствие ориентировки в учебном материале.

Оценка 2   Неудовлетворительное знание предмета: множество грубых ошибок в упражнениях на фортепиано и письменных заданиях, которые не устраняются  при дополнительных вопросах педагога. Незнание теории музыки. Отсутствие слуховых навыков при определении аккордов и интервалов. Отсутствие навыков сольфеджирования. Диктант не написан. Отсутствие каких-либо аналитических навыков и умений при выполнении анализа музыкального произведения. Полное незнание специальной терминологии. Оценка 2 ставится при неявке без уважительной причины на зачет, контрольный урок, экзамен, а также за пропуск более половины занятий за аттестационный период без уважительной причины.

Неаттестация  (н/а) ставится по причине пропуска по уважительным причинам (болезнь при наличии справок от врача, особые семейные обстоятельства) более половины занятий за аттестационный период.

 

Итоговая аттестация

Система оценок:  5, 4, 3, 2

 

Сольфеджио

Критерии оценок:

Оценка 5.  Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Даются правильные выразительные ответы с использованием дополнительных источников. Уверенное самостоятельное выполнение всех заданий. Точное построение ладов, интервалов, аккордов. Точный ответ при определении последовательностей интервалов и аккордов на слух (после второго прослушивания), чистое интонирование ладов, интервалов, аккордов, номера по сольфеджио (но с небольшой заминкой перед ответом). Правильная запись музыкального диктанта. Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) раскрывает существенные стороны его содержания.

Оценка 4.  Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Ответы правильные. Уверенно владеет специальной терминологией по предмету. Отвечает на дополнительные вопросы при незначительной помощи педагога, с наличием несущественных ошибок. Несущественные ошибки при построении ладов, интервалов, аккордов. Несущественные ошибки при пении звукорядов гамм, интервалов, аккордов или номера по сольфеджио исправляются самим учащимся. В слуховом анализе может быть одна-две негрубые ошибки. В диктанте 1-2 серьезные ошибки (неверно записан ритмический рисунок, неправильно определен размер, неправильно указан знак альтерации). Анализ средств музыкальной выразительности произведения (мелодия, гармония, форма) недостаточно полный и с помощью преподавателя.

Оценка 3.  Воспроизведение  части теоретического учебного материала по памяти с отдельными существенными ошибками, исправляемыми с помощью педагога. Программный материал усвоен слабо, ответы неполные, большое количество ошибок  в упражнениях на фортепиано и письменных заданиях. Неточное построение звукорядов ладов, интервалов, аккордов. Неуверенное определение на слух интервалов (аккордов) и последовательности (неточно указаны ступени, на которых строятся интервалы, путаница в названии интервалов). Недостаточно чистое интонирование, ошибки в ритме, неуверенное дирижирование.  Написана половина диктанта. Затруднения при выполнении анализа музыкального произведения (незнание специальной терминологии, слабая ориентация в музыкальном тексте).

Оценка 2.   Неудовлетворительное знание предмета: множество грубых ошибок в упражнениях на фортепиано и письменных заданиях, которые не устраняются  при дополнительных вопросах педагога. Незнание теории музыки. Отсутствие слуховых навыков при определении аккордов и интервалов. Отсутствие навыков сольфеджирования. Диктант не написан. Отсутствие каких-либо аналитических навыков и умений при выполнении анализа музыкального произведения. Полное незнание специальной терминологии. Оценка 2 ставится при неявке без уважительной причины на зачет, контрольный урок, экзамен, а также за пропуск более половины занятий за аттестационный период без уважительной причины.

 

 

Система и критерии оценок промежуточной аттестации

в области музыкального исполнительства

По учебному предмету «Народный танец»

 

Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

- точное знание рисунка движения;

- ритмичность и музыкальность исполнения;

- техничность исполнения;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

 

5 («отлично»)

Выступление может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная исполнительская техника, безупречные стилевые признаки, выразительность и убедительность артистического облика в целом.

4 («хорошо»)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество

погрешностей, в том числе технических, пространственно-композиционных, стилевых и ансамблевых.

3 («удовлетворительно»)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. В целом удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные исполнительские недостатки, вялость или закрепощенность. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне.

2

(«неудовлетворительно»)

Очень слабое исполнение, без стремления танцевать выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

 

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Система и критерии оценок промежуточной аттестации

в области музыкального исполнительства

По учебному предмету «Сольное пение»

 

Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

- точное знание слов песни;

- точное знание партии;

- чистота интонирования;

- владение певческим дыханием;

- уровень сложности исполняемого репертуара и степень её освоения;

- стремление к соответствующей стилю манере пения;

- стремление к соблюдению диалектных особенностей;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

 

5 («отлично»)

Выступление может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, чистота строя, выразительность и убедительность артистического облика в целом.

4 («хорошо»)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество

погрешностей, в том числе вокальных и стилевых.

3 («удовлетворительно»)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля.

2

(«неудовлетворительно»)

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок.

 

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Система и критерии оценок промежуточной аттестации

в области теории и истории музыки.

Народное музыкальное творчество, Музыкальная литература

 

Оценка «5»:

·        грамотное и свободное изложение материала в определенной логической последовательности, с точным соблюдением терминологии;

·        умение отвечать самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

·        умение иллюстрировать ответ конкретными примерами;

·        умение исполнить на инструменте тему (темы) из музыкального произведения: грамотно, в нужном темпе, без ошибок, наизусть;

·        возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя

Оценка «4»:

·        грамотное, но менее свободное, зажатое изложение материала

·        наводящие вопросы учителя, на которые ученик ответил правильно

·        один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

·        ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов

·        исполнение музыкальных тем с ошибками, легко исправленных по замечанию учителя.

Оценка «3»:

·        неполное или непоследовательное раскрытие содержания материала, но при этом показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

·        ошибки или затруднения в определении понятий, терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

·        исполнение музыкальных тем с текстовыми ошибками, неритмичность, без соблюдения ключевых знаков

·        недостаточное знание основного теоретического материала

Оценка «2»:

·        незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

·        неумение раскрыть основное содержание учебного материала;

·        ошибки в определении понятий, терминологии, которые не были исправлены учеником после нескольких наводящих вопросов учителя

·        неумение исполнить музыкальную тему

·        отказ от ответа

 

Музыкальные викторины и тесты, состоящие из 10 вопросов, оцениваются:

 

«5» — без ошибок, 1 – 2 негрубые ошибки (10% - 20% от количества вопросов)

«4» — 2 – 3 ошибки; 3 – 4 негрубые ошибки (25% - 35% от количества вопросов)

«3» — 4 – 5 ошибок; 5 – 6 негрубых ошибки (40% - 60% от количества вопросов)

«2» — 7 и более ошибок (более 70% от количества вопросов)

 

 

Официальный сайт СПб ДМШ им.В.В.Андреева